Версия для слабовидящих

«Центр информирования и консультирования потребителей».

27.02.2020

В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом. Если в добровольном порядке требования потребителя не были  удовлетворены  продавцом (исполнителем работ, услуг), то только суд обеспечивает полное восстановление нарушенных прав потребителей путем удовлетворения имущественных и неимущественных интересов потребителей, чьи права были нарушены. Для подготовки заявлений в суд по восстановлению нарушенного права потребителя в центр по информированию и консультированию потребителей за отчетный период обратились 14 граждан, в том числе 4 инвалида 2 группы. Всем обратившимся были подготовлены проекты исковых заявлений в районные и мировые суды г. Великого Новгорода Новгородской области и даны разъяснения по дальнейшим действиям.

По ходатайству лиц, участвующих в деле (потребитель)  юрисконсульт центра принял участие в  5 гражданских делах, как представитель истца.

Из них:

- рассмотрено – 14 гражданских дел. Взыскано в пользу потребителей 624 478 рублей.

            Структура подготовленных исковых заявлений:

Наименование вида деятельности

Кол-во дел

Нарушение прав потребителей при оказании финансовых услуг

1

Нарушение прав потребителей при оказании бытовых услуг

4

Нарушение прав потребителей при оказании туристских услуг

1

Нарушение прав потребителей при продаже технически сложных товаров

3

Нарушение прав потребителей при продаже мобильных телефонов

2

Нарушение прав потребителей при продаже мебели

2

Нарушение прав потребителей при продаже дверей

1

Права потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества, определены в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.п. 27, 28, 29, 30, 31 Правил продажи отдельных видов товаров.

Так, мировым судьей судебного участка № 30 Новгородского районного суда Новгородской области рассмотрено дело по иску Потребителя к  АО «Русская Телефонная Компания» о расторжении Договора купли-продажи, возврате уплаченной суммы, уплате неустойки, возмещении убытков и компенсации морального вреда. Истец пояснил, что 27 мая 2018 г. приобрел у ответчика по договору розничной купли-продажи  сотовый телефон Nokia 3 LTE Dual sim black 16 Gb. Гарантийный срок на товар составляет 12 месяцев. Во время эксплуатации в телефоне проявился недостаток: плохо работает верхний динамик, сильно искажается звук, дребезжит внутренний динамик. Телефон был принят продавцом на гарантийный ремонт, недостаток был устранен. Телефон находился в ремонте 56 дней. В дальнейшем в телефоне недостаток проявился вновь. Продавец отказался принять его на гарантийный ремонт, указав, что срок гарантийного обслуживания истек. Потребитель не согласился с неверными выводами продавца. На основании п. 2 ст. 23  Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 указанного Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 указанного Закона. Потребитель выдвинул новое мотивированное требование о расторжении Договора купли-продажи. Требование в добровольном порядке исполнено не было.

В ходе судебных заседаний выяснилось, что Потребителем верно применены положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Продавец заблуждался, не применил п. 3 ст. 20 Закона РФ, неверно исчислял продление гарантийного срока на товар. В рамках судебного производства Стороны заключили
Мировое соглашение, по которому удовлетворено требование Потребителя о расторжении Договора купли-продажи, возврате уплаченной суммы, возмещении убытков и компенсации морального вреда.

При рассмотрении дел о защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, следует учитывать, что заказчик вправе рассчитывать на качественное выполнение работы (оказание услуги) исполнителем.

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (услуги);
- повторного выполнения работы (услуги);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (услуги) своими силами или третьими лицами.

При обнаружении существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной цены, а также возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы (абз. 8 п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).

Новгородским районным судом Новгородской области рассмотрено дело по иску Потребителя к  ИП Федорову Д.А. о расторжении Договора подряда, возмещении убытков и компенсации морального вреда.  11 мая 2019 года между Потребителем и  ИП Федоровым Д.А. был заключен Договор подряда, по которому Ответчик  взял на себя обязательство выполнить работы по изготовлению бытовки на земельном участке.

30.05.2019 года при использовании бытовки по назначению произошло залитие водой (природными осадками) через крышу бытовки. Затем залитие произошло повторно, через стены и крышу бытовки. В результате залития в бытовке отвалилось потолочное покрытие, промокание пола, стен, деформация вагонки с внешней стороны, деформация половой доски. Потребитель обратился  ИП Федорову Д.А. с претензией. Считал, что недостатки носят производственный характер, т.е. произошли по вине ИП Федоров Д.А. и являются существенными. Наличие указанных недостатков  не представляет возможным использования бытовки по назначению в полном объёме. Требование в добровольном порядке исполнено не было.

В ходе судебных заседаний была назначена независимая судебная экспертиза. По результатам которой был установлен производственный неустранимый недостаток.
Изучив материалы дела, доводы сторон, суд вынес решение об удовлетворении исковых требований Истца (решение Новгородского районного суда Новгородской области от 30 декабря 2019 года). В том числе Ответчику назначен штраф за неудовлетворение требования Потребителя в добровольном порядке